Помните картину Перова «Охотники на привале»? Троица удачливых охотников хвастается добытыми трофеями и делится всякими историями, правдоподобными и не очень. Рыбы, обладай они умением рисовать, тоже могли бы создать подобную картину.
Учёные недавно обнаружили, что некоторые рыбьи хищники, а конкретно – групер, губан и мурена – обожают охотиться вместе. При этом отношения у них между собой крайне миролюбивые, нападение на партнёра по охоте ни разу замечено не было. Но самое интересное не это – про их сотрудничество было известно давно, однако то, что они между собой ещё и «беседуют» – стало сюрпризом.
Факт общения был зафиксирован в ходе исследований, организованных учёными всех европейских университетов совместно со специалистами национального парка Египта. За всё время удалось отснять более трёхсот часов охоты партнёров.
Обычно действо происходило так: коралловый групер (он же коралловый лосось), охоту начинает в одиночку. Но обед иногда умудряется удрать в коралловые заросли, откуда групер, отличающийся крупными размерами, выковырять его не может. Однако желание пообедать остаётся, и хищник отправляется на поиски мурены.
Обнаружив искомое, он приглашает мурену поохотиться – поднимает плавник и потряхивает головой. Та, несмотря на сонное состояние, приглашение чаще всего принимает, правда, периодически засыпая на ходу. Однако групер из-за вялости мурены лишаться обеда не собирается, и будит её.
Прибыв на место, он указывает союзнице, где конкретно спряталась добыча. Мурена, узкотелая и гибкая, с лёгкостью пробирается к жертве, и либо выгоняет её к собрату по охоте, либо ест сама.
Если же мурене дневной сон оказывается милее охоты, групер тем же способом приглашает губана. Тот, правда, изяществом не отличается, зато может мощной челюстью сокрушить любой заслон. Ну а дальше – по отработанному сценарию, кто поймал – тот и обедает. Но всё без упрёков и взаимных обид.
Выводы из наблюдений учёные сделали весьма важные. Во-первых, приглашение на охоту поступает чужакам, а не сородичам. А для того, чтобы суметь договориться с представителями другого вида, требуется недюжинная дипломатия, что меняет наши представления о низших позвоночных.
А во-вторых, отсутствие делёжки добычи показывает, что рыбы словно предвидят последствия, и долговременное сотрудничество предпочитают сиюминутной выгоде. А это наводит на определённые размышления.
И невольно появляется мысль – интересно, а они рассказывают друг другу охотничьи байки?
Всем спасибо за внимание! Ни хвоста, ни чешуи, рыболовы!